Меню Поиск

Шестидесятники о войне

29.09.2020

В этом году в одном из выставочных залов Дома Окуджавы размещена экспозиция под названием «Я ранен войной на всю жизнь». Мы попадаем в атмосферу шестидесятых: кресло, стол, книги, пишущая машинка, – на такой писали свои произведения о войне отслужившие фронтовики.

Спустя два десятилетия после войны талантливые молодые поэты и писатели смогли посмотреть на произошедшие события издалека, на расстоянии и перенести свои чувства и мысли на бумагу. На выставке представлены произведения писателей-фронтовиков, расскажем о некоторых из них.

Начнем с повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!»

Когда началась война, Булату Окуджаве оставалось закончить последний, десятый, класс. Страшная новость застала его в Тбилиси, где он жил у своей родной тетки после ареста родителей. Желание уйти добровольцем на фронт возникло сразу и уже в апреле 1942 года он зачислен в 10-й Отдельный запасной минометный дивизион. Совсем не так он представлял войну, в мечтах школяра она виделась чем-то романтичным, с тайными операциями и секретными поручениями.

Спустя двадцать лет после войны, оценивая фронтовые годы, Булат Шалвович в своем первом прозаическом произведении решается поведать миру, как ошибался вчерашний школьник, попав солдатом на войну. Теперь он понимает, что война – это не только победные бои за счастье трудового народа, но и нелепые смерти боевых товарищей, хаос и непредсказуемость ситуаций. Это неприятная каждодневная работа без удобств, провизии и хорошей одежды, но самое утомительное – это долгие ожидания боя, приказа, полевой кухни. Иллюзии мальчишек, ушедших на фронт со школьной скамьи, полностью разрушены. Об этом автобиографическая повесть Окуджавы. Она была опубликована в 1961 году в альманахе «Тарусские страницы». Автор признавался, что написал повесть очень быстро, поскольку описывал то, что испытал на себе лично. На тот момент взгляд автора на войну оказался нетрадиционным для героической страны. Альманах с повестью «Будь здоров, школяр!» изымали из библиотек и книжных магазинов, отдельным изданием повесть напечатали лишь в 1987 году.

Существует статистика по поколению, рожденному, как и Окуджава, в 1924 году: только три мальчика из сотни остались в живых после войны. Это как раз те школяры, чья юность опалена войной, кому пришлось «повзрослеть до поры» и донести до нас свой душевный опыт, показать настоящую, без прикрас правду о Великой Отечественной войне.

slaid 1.JPG

Еще один писатель, заставивший литературную общественность задуматься и по-другому взглянуть на события войны – Виктор Платонович Некрасов. Его во многом автобиографическую повесть «В окопах Сталинграда» напечатали впервые в журнале «Знамя» в 1946 году.

Повествование ведется от лица лейтенанта Юрия Керженцева. Главный герой, как и Некрасов, родился в Киеве, окончил архитектурный институт, увлекался филателией. Попав на войну, стал сапёром. Сталинградец пишет не только о главном сражении войны, о военных действиях, но и ярко раскрывает характеры людей, которые во время войны проявляются по-разному: Валега, ординарец с замашками диктатора; лейтенант химической защиты красавец Игорь Седых, у которого «совсем детские глаза»; Карнаухов со своей «удивительной улыбкой»; неуклюжий, стеснительный Фарбер и многие другие, с кем столкнула автора военная судьба. Некрасов показал реальных защитников страны, которые испытывали во время войны естественные человеческие чувства: тоску по мирной жизни и родным, гордость за своих товарищей, стыд за отступления и неудачи, страх перед взрывами и непрекращающимся огнем в окопах Сталинграда. Читателя словно переносит на поле битвы, и он вслед за главным героем пытается переосмыслить произошедшее, понять, какой ценой далась народу победа.

За повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасову была присуждена Сталинская премия, высшая по тем временам государственная награда. В. Некрасов стал первым, кто правдиво рассказал о войне, в частности о Сталинградском сражении.

Slaid 2.JPG

Спустя некоторое время, в период «оттепели» в литературу приходят новые авторы, которые, также как и Некрасов, прошли войну в младших офицерских чинах и в своих произведениях отталкивались, главным образом, от личных впечатлений. Образовалось целое художественное течение, которое стали называть «лейтенантской прозой». Это произведения Юрия Бондарева, Василя Быкова, Константина Воробьева, Григория Бакланова, Виктора Астафьева, Владимира Богомолова, Юрия Гончарова.

Обратимся к повести «Сашка» Вячеслава Леонидовича Кондратьева. Только в 60 лет автор решился написать свое первое произведение о войне, о которой много читал, но никак не находил отклика внутри себя. Рассказать о «своей» войне, о том, что на протяжении многих лет не отпускало его душу, получилось в повести «Сашка».

Писатель-фронтовик принимал участие в сражениях за город Ржев в составе стрелковой бригады, получил ранение, был награжден медалью «За отвагу». Таков и его главный герой – обычный рядовой солдат, служивший на передовой под Ржевом. На его долю выпадает немало жизненных испытаний, способных как нельзя более точно отобразить истинную сущность человека. Один из наиболее острых и эмоционально сильных эпизодов – пленение Сашкой немца. В пылу борьбы солдатом движет лишь желание одолеть врага, но затем в пленном немце он видит обычного человека.

В своем произведении Кондратьев мастерски раскрывает вопросы нравственного выбора в экстремальных условиях. По сути, Сашка стал тем собирательным образом, в котором нашли свое отражение сотни тысяч простых ребят, оказавшихся один на один с ужасами войны. Автор выделил простую и старую, как мир, идею – нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах, сохранить в себе доброе и светлое начало, заложенное в каждом при рождении. Мир может спасти только доброта, милосердие, сострадание.

Slaid 3.JPG

Самое объемное произведение о войне середины ХХ века принадлежит Константину Симонову. Трилогия «Живые и мертвые» (1959), «Солдатами не рождаются» (1964), «Последнее лето» (1970) вобрала в себя множество событий: отступление, сражение на Волге, бои за Белоруссию. Она написана в жанре эпического романа-хроники, зачинателем которого стал автор.

Центральная тема симоновской эпопеи – это человек на войне со своими надеждами, влюбленностями, слабостями, амбициями, страхом, отчаянием и упрямой верой в победу. В образе главного героя, Синцова, узнается фигура самого автора. Он так же, как и Симонов, служил военным корреспондентом, бывал на самых «огневых» участках фронта, своими глазами видел всю страшную правду войны.

Роман отличает репортерская точность изложения, «панорамность» описания событий войны, его документальность. Размышляя о войне, Симонов, со всей серьезностью военного историка, приоткрывает нам ранее не описываемые страницы истории о том, что «внезапность» нападения Германии на Советский Союз была лишь кажущейся, и огромные потери в первые дни войны можно было предотвратить.

В трилогии представлено более двухсот действующих лиц, многообразие характеров и судеб, прослеживается яркая «семейная» линия. Автор работал над произведением более двенадцати лет.

Slaid 4.JPG

Наряду с Симоновым и Эренбургом одним из самых популярных очеркистов «Красной звезды» во время войны стал Василий Гроссман. По заданиям газеты он ездил по фронтам, не раз попадал под бомбежки и обстрелы, так как всегда стремился добраться до передовой, где и находил героев для своих очерков и рассказов. Книга «Годы войны» включает в себя очерки, составленные из дневниковых записей военных лет. С первых же страниц на читателя обрушивается вся сила потрясения увиденным. Показано, как глубоко штатский человек постигал науку современной войны, как настойчиво вживался в неведомую ему военную лексику и детали фронтового быта. Вместе со всей армией изведал он и горечь отступления, пройдя трудный путь от кромки волжского берега до берлинского рейхстага. Орденами Красного знамени и Красной звезды, шестью медалями отмечен его вклад в общую Победу.

Дневниковые записи военных лет представляют огромную историческую ценность: в них запечатлены детали, штрихи, факты народной беды, народного терпения, народного героизма, народного торжества. Они стали документальной основой многих очерков Гроссмана, а затем – и сталинградских романов «За правое дело» и «Жизнь и судьба».

Slaid 5.JPG

Поколение писателей-фронтовиков «ранено войной на всю жизнь»: закончившись в 1945-м, она сопровождала их всю жизнь и продолжилась в их творчестве. Узнав войну по личному опыту, в своих произведениях они смогли передать, как в экстремальных обстоятельствах обостряются чувства, до конца раскрываются характеры, обнажаются самые потаенные мотивы поведения, скрытые подчас даже от самого человека.

Прозаики фронтового поколения первыми придали человеческое измерение самой Отечественной войне, ибо главной мерой вещей, в том числе и мерой победы, у них стала жизнь человека. Эти авторы возродили в военной прозе очень важное качество – достоверность, подлинность характеров и описаний.

Приглашаем Вас на экскурсию по выставке «Я ранен войной на всю жизнь», которая дополнит наш литературный обзор живым рассказом о фронтовом прошлом Булата Шалвовича Окуджавы. Вы познакомитесь с военной прозой писателя и услышите лирические произведения в авторском исполнении.

 

Источники:

Бочаров А. Записные книжки Василия Гроссмана // Годы войны / В. Гроссман. – Москва, 1989. – С. 457-460. – (Библиотека журнала «Знамя»). 16+

Военная проза // Русская литература XX века : учебное пособие для студентов вузов : в 2 т. / под ред. Л. П. Кременцова. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Москва, 2005. – Т. 2 1950 – 2000-е годы. – С. 275-278. 16+

В.П. Некрасов (1911-1987) // Русская литература XX века : учебное пособие для студентов вузов : в 2 т. / под ред. Л. П. Кременцова. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Москва, 2005. – Т. 2 : 1950- 2000-е годы. – С.72-77. 16+

Дудкин С. Битва за Кавказ // Будь здоров, школяр / Б. Ш. Окуджава ; ил. Е. Ремизовой. – Москва, 2014. – С. 147-160. 12+

Проза 1950 – 1960-х годов // Русская литература XX века : учебное пособие для студентов вузов : в 2 т. / под ред. Л. П. Кременцова. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Москва : Academia, 2005. – Т. 2 : 1950-2000-е годы. – С.16-21. 16+

Розенблюм О. Война Булата Окуджавы // Будь здоров, школяр / Б. Ш. Окуджава ; ил. Е. Ремизовой. – Москва, 2014. – С. 124-146. 12+

Трилогия Константина Симонова «Живые и мертвые» (1960 – 1970) // Русская литература XX века : (1950-1990-е годы) : учебное пособие для студентов вузов : в 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. – 4-е изд., стер. – Москва, 2008. – Т.1 : 1953-1968. – С. 189-204. 16+

Фронтовая лирическая повесть : (Г.Бакланов, Ю.Бондарев, К.Воробьев и др.) // Русская литература XX века : (1950-1990-е годы) : учебное пособие для студентов вузов : в 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. – 4-е изд., стер. – Москва, 2008. – Т. 1 : 1953-1968. – С. 162-181. 16+

Ирина Глошина

Возврат к списку