Меню Поиск

Марлен Хуциев: поэзия, запечатленная в кино

05.10.2020

В предыдущей статье «Живописцы, окуните ваши кисти в суету дворов арбатских и в зарю…» мы уже говорили о роли старой Москвы в кинематографе. Сегодня частично вернемся к этой теме, потому что речь пойдет об одном из самых значимых режиссеров, человеке, главной съемочной площадкой которого была Москва – Марлене Хуциеве. 4 октября автору известных фильмов, ставших классикой отечественного кино, исполнилось бы 95 лет. Он был не просто режиссером, но и философом, поэтом, наделенным даром чувствовать и выражать время. В его картинах реальность 1960-х почти осязаема. Кажется, протяни руку – и ты будешь там, на этих чистых московских улицах, увидишь первомайскую демонстрацию, городские пейзажи с троллейбусами и телефонными будками, толпу рабочих, спешащих на завод.

1.jpg

Марлен Хуциев – один из самых авторитетных людей в кинематографическом мире, творчество которого высоко оценивал известнейший итальянский режиссер Федерико Феллини. Сам он говорил, что стал кинорежиссером случайно.

Родился в 1925 году в Тбилиси. Своим именем обязан отцу, свято верившему в коммунистические идеалы. Нетрудно догадаться, что необычное имя Марлен сложилось из двух фамилий великих предводителей – Маркса и Ленина. Еще в детстве он понял, что хочет стать художником, поэтому после окончания школы поступал в Академию художеств, но не прошел по конкурсу. В мир киноискусства его привела мама, которая сама была актрисой. Она устроила сына работать на Тбилисскую киностудию помощником художника комбинированных съемок, и тогда Марлен «заболел кино». «Бацилла попала в сердце», – рассказывал Хуциев в передаче «Линия жизни».

В победном 45-ом поступил во ВГИК на режиссерский факультет (мастерская Игоря Савченко) и окончил его через 5 лет. С 1953 года работал ассистентом по дубляжу на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького, а в 1955 году Борис Барнет пригласил его вторым режиссером в фильм «Ляна».

За свой долгий творческий путь режиссер снял не так много фильмов, – чуть больше десятка, но все они не проходные, значимые. Мы же уделим внимание нескольким, но не станем объяснять, а тем более пересказывать, – нам важно сделать акцент на любви Хуциева к поэзии.

Говорят, что Марлен Мартынович запечатлел не только время, а еще и поэзию. Это неудивительно, ведь мастер был любителем классики. Как и Булат Окуджава, он обожал творчество Пушкина, читал Лермонтова, Блока, Пастернака и других авторов. Даже во снах ему приходили картины, как он читает стихи. «Поэзия имеет очень серьезное отношение к режиссуре. Мне очень помогает», – говорил режиссер.

Всемирную славу Марлену Мартыновичу принесла картина «Застава Ильича», в которую вошла легендарная сцена вечера поэзии в Политехническом музее. Именно с этой кинолентой ассоциируется зарождение режиссерского почерка Хуциева как поэта в кино. Замысел нового фильма появился, когда в Запорожье снимали «Весну на Заречной улице». Тогда на режиссера произвела сильное впечатление фактура металлургического завода, возникло желание снять фильм, посвященный металлургии. Но постепенно идея приобрела новые очертания. Мастер вспоминал: «Мне захотелось, чтобы все это происходило в Москве. Я очень любил ту Москву. И тогда я стал фантазировать: Москва, улицы, жизнь московских дворов. Немедленно возник образ красногвардейского патруля. Писали сперва с моим другом Феликсом Миронером, потом появился Геннадий Шпаликов, и мы с ним уже заканчивали этот фильм». А вот как пришла мысль задействовать Политехнический музей: «Я шёл домой. Жил тогда на Покровке. Вышел из метро. Иду мимо Политехнического музея, на котором висела афиша «диспут о молодежи». Я решил, что раз снимаю фильм о молодежи, надо придти на этот диспут. Пошел и впервые увидел этот зал и понял, вот где должен быть вечер». Там он и собрал поэтов. Так с экранов заговорили Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина и другие писатели 1960-х. «Надежда, я вернусь тогда, когда трубач отбой сыграет...» – пел весь зал вместе с Булатом Окуджавой.  Благодаря фильму песня «Сентиментальный марш» (1957 г.) стала популярной, была записана на тысячи пленок.

Многое в этом фильме было новаторским: оператором стала женщина – Маргарита Пилихина; в ходе работы впервые камеру сняли со штатива и картинка стала более живой; были придуманы многомерные и непривычные для того поколения персонажи. Фильм показал ХХ век во всей его катастрофичности, поэтому его пытались запретить, подробнее об этом вы можете узнать в статье киноведа и кинокритика Сергея Лаврентьева на сайте Мосфильма.

«Для того, чтобы понять: чем была «хрущевская оттепель» – не надо ничего, надо только посмотреть «Заставу Ильича» от начала до конца. Там есть все, там каждый кадр дышит временем, когда он был создан. И никакой документальный фильм не может отразить этого», – говорится в статье.

Кинолента о молодежи 1960-х все же вышла. Ее премьера состоялась в 1965 году. Правда, в сокращенном виде и под другим названием: «Мне 20 лет».

2.jpg

Нотки поэзии прозвучали и в фильме «Июльский дождь» (1966 г.), который повествует о молодости, поисках настоящей любви, душевных метаниях. В нем особо проявились поэтический стиль режиссера и его точное восприятие эпохи. Одну из главных ролей сыграл Юрий Визбор, он же исполнил «Песенку о пехоте» Булата Окуджавы, чье имя можно увидеть в титрах.

3.jpg

Марлен Хуциев был одним из шестидесятников, интересовавшихся жизнью и творчеством Александра Пушкина. Режиссер долго работал над кинороманом о писателе золотого века, дело доходило до подготовительного периода и проб, но всякий раз оказывалось, что возникают непреодолимые препятствия. Фильм так и не был снят, а огромный сценарий остался. Кстати, у Булата Окуджавы похожая история со сценарием «Частная жизнь Александра Сергеича». Хуциев и Окуджава не смогли воплотить свои замыслы – снять фильмы по сценариям, но зато на сегодняшний день каждый из нас может прочитать кинопрозу и представить собственную картину. Что касается Хуциева, то его книга – это не иллюстрация к биографии Пушкина, а вольный поток ассоциаций.

4.jpg

Книга «Пушкин» доступна на ЛитРес

Картина «Невечерняя» – о диалоге писателей Чехова и Толстова – выйдет на свет без автора. Марлен Мартынович работал над ней целых 17 лет, но так и не смог завершить. В марте 2019-го мастера не стало.

Он, как и многие его современники, пережил все трагедии советской истории: репрессированные родители, оптимизм и иллюзии «оттепели», печаль зрелых лет. Сохранились уникальные воспоминания автора о молодости, о 60-х. Они доступны на информационном портале Арзамас.

Фильмы Марлена Хуциева – это документальные слепки времени. В них много правды, а еще они полны лирики и романтизма, поэтому будут любимы зрителями еще долгие годы. 

Для создания этой статьи использованы фото из сети Интернет.

Анастасия Глазырина

Возврат к списку