Меню Поиск

«И сама по себе не играет гитара, а дана человеку, как голос души»

Репетиций не надо, их кончился срок.
Песня ждет на листке из блокнота.
До упора на сердце закручен колок,
Чтобы слышать фальшивую ноту.
А. Копосов

Авторская, самодеятельная, бардовская песня, – что это за явление, возникшее в середине прошлого века? Давайте разбираться.

У многих людей понятие «авторская песня» вызывает определенные ассоциации: представляется человек с гитарой, поющий под незамысловатую мелодию тексты, как правило, собственного сочинения.

Если мы откроем «Новый энциклопедический словарь» (Москва, 2000 г.) на 14 странице, то найдем там статью «авторская песня». Это выражение вошло в словарный фонд русского языка и, как многогранное социокультурное явление 50-90-х годов ХХ века, признано частью общенациональной культуры.

Булат Окуджава говорил: «Для меня понятие «авторская песня» имеет конкретный и узкий смысл: поэты, поющие свои стихи. Это искусство думающих людей для думающих людей. Нас родило время – время всем памятных событий, связанных с разоблачением культа личности, большими надеждами на обновление общества, на перестройку». Тогда и возник круг таких поэтов, как Михаил Анчаров, Александр Галич, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Юлий Ким, Юрий Визбор, Александр Городницкий. Все они были не похожими друг на друга, имели собственное лицо, свой собственный почерк.

Поющих поэтов полвека назад стали слушать тысячи незнакомых им людей по всей стране. Эти песни объединяли, они распространялись в народе сами собой, минуя эстраду и средства массовой информации. Они были способом общения, своеобразным паролем «свой-чужой», образом жизни, состоянием души.

В 70-х годах по всей стране начали возникать КСП (клубы самодеятельной песни), стали проводится многочисленные конкурсы и фестивали авторской песни.

А как проявился жанр авторской песни в Нижнем Тагиле? Об этом вспоминает Виктор Столбов – президент первого тагильского КСП.

«В марте 1979 года в нашем городе состоялось открытие первого городского клуба самодеятельной песни. Устав и Положение о работе клуба были утверждены Городским комитетом комсомола.

Первое помещение для работы клуб получил во Дворце культуры железнодорожников им. М. Горького. Здесь собирались члены клуба, делились новыми песнями, выпускались стенгазеты, создавались литературно-музыкальные композиции, организовывались концерты известных авторов-исполнителей бардовской песни, создавалась фонотека и библиотека клуба».

Мало кто знает, что Михаил Сипер предлагал назвать клуб «Резонанс», а Столбов предложил название «Ша Мажор», но его не поддержали и оставили «Мажор».

У истоков авторской песни в Нижнем Тагиле стояли 15-20 человек, знавших друг друга по школе, институту, армии, ходивших в туристические походы. Это Виктор Столобов, Александр Сысоев, Михаил Сипер, Евгений Чулков, Вячеслав Масленников, Сергей Минин, Сергей Гладких, Алла Мельникова, Василий Мешавкин, Виктор Молоканов и другие.

1.jpg

Благодаря деятельности членов клуба, жители города познакомились с творчеством таких известных авторов как: Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Леонид Сергеев, Вероника Долина, Александр Дольский, Александр Городницкий, Леонид Семаков, Виктор Берковский, Виктор Луферов, Владимир Туриянский и многими другими.

За деятельностью клуба тщательно наблюдала цензура. Виктор Столбов вспоминал: «В марте 1984 года отмечали 5-летие клуба. Павел Крамской нарисовал замечательную стенгазету, в которой каждому члену клуба Сипер и Минин сочинили стихи, а Чулков написал юбилейную песню. Надо сказать, что накануне Столбова, Сысоева, Сипера и Горбунова вызывали в КГБ и сделали предупреждение за распространение песен А. Галича и В. Высоцкого.

У Чулкова в песне были такие строчки: «Недавно к нам агенты приходили из органов. Ну, как тома не дать?! Считают, что на этом клуб закрыли. Ну, здесь они слегка переборщили, пусть думают, зачем разубеждать?»

На следующий день текст песни уже был в КГБ. Очевидно, среди нас был осведомитель, но кто, так и осталось для нас тайной».

На счету клуба много славных дел: это и организация первых городских конкурсов авторов и исполнителей, и участие в фестивалях регионального и всесоюзного масштаба, литературные композиции к Дню Победы и по творчеству Арика Крупа, встреча членов клуба с Владимиром Высоцким в г. Глазове и создание композиции по творчеству Высоцкого, которая впервые была показана в Н-Тагиле еще при жизни поэта. С этим спектаклем ребята выступали в городах области и даже в Москве в театре на Юго-Западе. На одном из показов присутствовала мама В. Высоцкого – Нина Максимовна, которая подружилась потом с членами клуба.

Спектакли были невероятно популярны и востребованы слушателями, залы набивались битком. Часто, выходя с концертов, люди благодарили организаторов за доставленную душевную радость, которую больше получить было негде, поскольку вплоть до 90-х годов все официальные каналы – радио, телевидение, кино, были закрыты для этих песен, за очень редкими исключениями.

В архиве Евгения Чулкова сохранилась статья Татьяны Кононовой «Билет на память», опубликованная в газете «Тагильский рабочий» 19 декабря 1980 г.

2.jpg

В мае 1984 г. трагически ушел из жизни Сергей Минин. Это была тяжелая потеря. Сергей написал более 120 песен. После его смерти городской клуб в классическом варианте с еженедельными собраниями просуществовал еще года два.Затем работа свелась к организации концертов известных бардов, а с 1989 года Виктор Столбов начал заниматься этим профессионально.

В 1982 году из городского КСП ушел Михаил Сипер и организовал в ДК им. Окунева свой клуб, который он назвал «Зеленая лампа». Об этом мы расскажем вследующем выпуске «Бардовской среды». Также представим вниманию читателей интервью с Михаилом Сипером, в котором он расскажет о клубе «Зеленая лампа», о том, кто стоял у истоков создания Антоновского фестиваля авторской песни, и других интересных событиях своей жизни.

Сейчас мы предлагаем послушать вам уникальную аудиозапись литературной композиции, посвященной Владимиру Высоцкому, которая была исполнена членами городского клуба самодеятельной песни Нижнего Тагила в 1980 году в память о поэте. Аудиозапись обрывается на полуфразе, именно в таком виде она сохранилась на магнитофонной кассете в архиве Александра Сысоева, оцифрована и смонтирована она Владимиром Художиловым.


 

Источники: 

1. Новый энциклопедический словарь / гл. ред.А.П. Горкин. – Москва : Большая Российская энциклопедия : РИПОЛ классик, 2000. – 1455 с. : ил. – Прил.: С. 1430-1455.

2. Сысоев А. Хроника счастливой жизни / А. Сысоев. – Нижний Тагил ; Новосибирск : А. Сысоев, 2015. – 352 с : ил.

3. Столбов В. Фестиваль «Антоновский» и «Зеленая лампа». Самая подлинная история. // Билеты есть.– 2007.– № 11/12.

4. Кононова Т. Билет на память // Тагильский рабочий. – 1980. – 19 дек.

Библиотекарь Елена Колядина

Возврат к списку