Цикл онлайн-путешествий по Тагилу купеческому. Предок чемодана и «сундучные короли» Кокушкины

Цикл онлайн-путешествий по Тагилу купеческому. Предок чемодана и «сундучные короли» Кокушкины

Путешествие по миру тагильского купечества продолжается. Представьте себе, что вы зашли в дом купеческой семьи. Осматривая комнаты, обязательно наткнетесь взглядом на основной предмет интерьера – сундук. Сегодня мода на него возвращается. Ему открыты двери дорогих салонов и ресторанов, а если учесть, что сундук стал прообразом современного шкафа и приходится дедушкой чемодану, можно смело сказать: однажды перешагнув порог дома, он остался с нами навсегда.

1 (1).JPG

Слово «сундук» было заимствовано из тюркского языка «сандык», что в переводе означало «ящик, коробка», и появилось не позднее XV века. Действительно, начиная со средневековой России, сундуки были одними из самых распространенных предметов мебели. Они настолько многофункциональны и удобны, что их использовали в разных качествах – на них можно сидеть, лежать и даже применять в виде стола, хотя главенствующая роль отдавалась все же хранению одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. Поэтому и повелось на Руси богатство семьи оценивать по количеству сундуков в доме. Чем выше горка из них, тем зажиточнее род. Также судили и о будущей невесте. Родители девочки с раннего детства традиционно начинали собирать приданое для дочери. В народе говорили: «Невеста в колыбельку – приданое в коробейку». Так и копилось в заветном сундучке пастельное белье, покрывала, салфетки, скатерти, полотенца, как правило, вышитые девушкой собственноручно, занавески, одеяла, подушки, ткани, женские наряды, посуда, ценные вещи – всё, что могло пригодиться для начала семейной жизни. Часто для таких целей применяли сундук-укладку, который использовался в качестве переносного хранилища для дорогих вещей. Слово «уклад» в древнерусском языке значило «дань, налог», то есть было связано с материальными ценностями. Перед свадьбой предмет интерьера вместе с содержимым отправлялся за невестой в дом жениха. Существовала примета: свой сундук отдавать никому нельзя – сама замуж не выйдешь и новой владелице счастья не будет.

2 (1).JPG

В Россию этот предмет мебели пришел из стран Востока, и тогда позволить его себе мог только состоятельный человек. Сундуки выполняли из различных пород древесины, таких как дуб, бук, ясень и укрепляли железными стяжками. А у простых людей его заменяла коробья – стенки у нее были из луба, а донце деревянное, сверху она закрывалась крышкой. На протяжении нескольких веков сундук оставался неизменным атрибутом русского дома, символом достатка и богатства и не сдавал своих позиций по популярности использования до второй половины ХХ века. Существовало большое многообразие разновидностей русских сундуков не только по размеру, форме, способам отделки и оформления, но и по способу их применения. Например, в длительные путешествия брали с собой сундук-подголовок. Его верхняя крышка имела скошенную форму – скат. На нее можно было подложить дорогую шубу или мешок с ценным товаром в качестве подушки и не беспокоиться во время сна за сохранность своего имущества.

3.JPG

Наши предки воспринимали сундук не только как практичную вещь, но и как элемент художественного оформления жилища, что способствовало формированию основных приемов декоративной отделки подобных изделий, которая менялась в зависимости от вкусов общества и моды. Одним из популярнейших приемов декора была оковка железом. Подлинного расцвета данная техника декоративной отделки достигает в первой половине восемнадцатого века. Первыми крупными производителями сундучных изделий в железной оковке стали Новгород, Холмогоры, Устюг Великий, Москва. Мастера-ремесленники этих городов превратили сундук в яркий образец русского декоративно-прикладного искусства. Их работы вызывали восхищение не только у соотечественников, но и у иностранцев. Да и в практическом применении кованые сундуки меньше страдали от мышей, лучше выдерживали переезды и спасали от грабительских посягательств.

С развитием металлургии на Урале почти одновременно появился здесь и сундучный промысел. Ведь на уральских заводах выпускали высококачественное кровельное железо и жесть, которые шли на продажу даже в Европу,на месте их можно было приобрести по сходной цене. К тому же Петр I внедрял в российский быт пилы для заготовки досок, впервые на заводах появились лесопилки, имевшие привод от водяного колеса. Доска, которую раньше выделывали вручную топорами, из крайне дорогого продукта превратилась во вполне доступный материал. Активно создавались при заводах кузнечные и механические мастерские, где делали инструменты и нужную фурнитуру. Всё это способствовало появлению нового промысла по изготовлению сундуков, оббитых жестью и укрепленных железными полосами.

4.JPG

Рабочие железоделательных заводов стали первыми мастерами по изготовлению кованых сундуков. Они выносили из мастерских ненужные обрезки от железных пластин и кустарным методом обивали новый сундук, в надежде получить дополнительный заработок. Сундуки получались самой разной величины: крупные достигали полутора метров, а маленькие напоминали размерами шкатулку. Продавались сундуки «укладками», наподобие матрешек, – из четырех-пяти сундуков.

В девятнадцатом веке города Нижний Тагил, Невьянск и поселок Быньговский стали центрами развития ремесла, именно здесь находились крупнейшие демидовские заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других. Уральские изделия отличало обильное количество жести, которая использовалась для оковки. В Нижнем Тагиле сундуки полностью покрывались металлическими пластинами, которые впоследствии расписывались цветочной или сюжетной росписью.

В нашем городе среди сундучных дел мастеров выделялся Петр Яковлевич Кокушкин, родом он был из Невьянска, где и научился тонкостям ремесла. Вместе с братом Даниилом возвели большой красивый особняк на центральной улице Шамина (сейчас К.Маркса, 49). Оба были крупными дельцами, прославились на всю Пермскую губернию. Даниил Яковлевич владел фабрикой по производству медной и железной посуды. Петр Яковлевич занимался изготовлением железоскобяных изделий и сундуков, постепенно наладил производство, в 1853 году основал собственное предприятие, расширил сбыт готовой продукции. Особой популярностью пользовались сундуки, окованные «морозной» жестью. Этой техникой владели невьянские мастера.

5.JPG

Впервые применил так называемую «морозку» железа невьянский купец Гавриил Подвинцев, правда, идею взяли у британцев, увидев там жесть с необычной поверхностью, напоминавшей морозный узор на окне. Но невьянские кустари технику доработали и научились делать «морозец» разных цветов. Особой любовью пользовались малахитовый, бронзовый и бирюзовый тона.

Сундуки и медная посуда Торгового дома «П. Я. Кокушкин и К°» выставлялись на Ирбитской и Нижегородской ярмарках, были отмечены похвальным листом на Казанской промышленной выставке и даже медалью Урало-Сибирской научно-промышленной выставки. Качество продукции было безупречным, ее приобретали не только в России, но и за рубежом.

К концу XIX века мастерская Кокушкина запустила полный цикл изготовления сундука. По современным меркам его производство было крепким и прогрессивным. Помимо основного сырья оно обеспечивало еще и сопутствующим материалом в виде луженой меди, которую использовали для обивки деревянной формы. Мастерские находились прямо во дворе двухэтажного особняка Кокушкиных. В одних помещениях велась заготовка досок, сборка сундуков, в других – окраска и обшивка жестью, врезка замков, склад готовой продукции. Сундуки собирались в основном из сосновых и кедровых досок: в них не заводилась моль, поэтому они особенно ценились. При необходимости владельцы фабрик пользовались услугами лесопилок Селивановых и Уткиных. Жесть для обивки – цветную с рисунком, лакированную, черную (английскую), белую луженую – закупали на Лысьвинском заводе. Замки для сундуков изготовлялись в Быньгах.

Первой помощницей Петру Кокушкину в производстве сундуков была его сноха Зинаида Петровна Кокушкина. В начале ХХ века руководство компанией перешло в ее руки. Благодаря своей энергии и деловой хватке она расширила производство и преумножила капиталы семьи. Фирма «П. Я. Кокушкин и К°» вошла в справочник «Мелкие промышленные заведения Пермской губернии» в издании 1903 года. На тот момент в составе предприятия числилось 36 наемных рабочих, годовой доход составлял более 20 тысяч рублей.

Зинаида Петровна активно занималась и благотворительной деятельностью. Ее имя можно встретить в списках участников благотворительных мероприятий. Она входила в попечительский совет Купеческого сиротского приюта, а также вложила собственные средства в открытие учебно-показательных мастерских в Нижнем Тагиле, которые стали прообразом профессионально-технических училищ.

6.JPG

Кокушкины слыли в округе большими ценителями изящного, и это нашло отражение даже во внешнем виде дома. Здание сохранилось до наших дней, поэтому можно пофантазировать о вкусовых пристрастиях первых жильцов. Особняк расположен на пересечении улиц Карла Маркса и Первомайской, и смотрится длинным, вытянутым вдоль улицы, окрашенным в зеленый цвет, строением. Но если внимательно приглядеться, можно определить, что со стороны восточного и западного фасадов примыкают пристрои, сделанные в более поздний период, асередина центральной части дома украшена пышным декором.

Рассмотрите внимательно внешнее убранство дома. Ему более ста лет, но до сегодняшних дней сохранилось много различных по стилю архитектурных деталей. Наличники окон второго этажа представляют собой витые полуколонны со стилизованными романскими капителями, на которые опираются лучковые сандрики, декорированные маскаронами – достаточно редкое явление в местной архитектуре. Подоконные доски, разделяющие первый и второй этажи, украшены плотным растительным орнаментом. Окна первого этажа оформлены полуарками, внутри которых изящно вписаны медальоны. На угловых пилонах парадного входа на втором этаже красуются вазоны с изысканным растением. Можно представить, как роскошно смотрелось здание в первозданном виде. Не зря тагильчане называли это семейство «сундучными королями».

Вот и закончилось еще одно путешествие в купеческий мир. Продолжение следует.


Источники:

Анисимова Е. Что скрывают сундуки // Блог исторического музея : [сайт]. – 2020. – 17 окт. – URL: https://blog.mediashm.ru/?p=5874 (дата обращения: 22.12.2021).

Горина Е. [О семье Кокушкиных]// История Нижнего Тагила от основания до наших дней : [сайт]. – URL:http://historyntagil.ru/9_24.htm (дата обращения: 22.12.2021).

Исследовательский проект «Тайны сундука» / С. Полугрудов, П. Нефедьев // Образовательный интернет-проект «Инфоурок» : [сайт]. – Карпинск, 2019. – URL: https://infourok.ru/issledovatelskiy-proekt-tayni-sunduka-3692790.html (дата обращения: 22.12.2021).

Лейн А. Сундучный промысел на Урале // Pandia : [сайт]. – Екатеринбург, 2010. – URL: https://pandia.ru/text/80/197/9930.php (дата обращения: 22.12.2021).

Нижний Тагил. Дом купцов Кокушкиных // Усадьбы Дворцы Особняки : [сайт]. – URL: https://prousadbi.ru/blog/osobnyaki/nizhnij-tagil-dom-kupcov-kokushkinyx.html (дата обращения: 22.12.2021).

Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Т. 2: Свердловская область / О. А. Бессонова и др. ; отв. ред. В. Е. Звагельская. –Екатеринбург : Сократ, 2008 – 648 с. 16+

Сектреты бабушкиного сундука // Музейно-выставочный комплекс г. Лесной : [сайт]. – URL: http://museum-lesnoy.ru/sekreti_babushkinogo_sunduka/#lightbox[group]/2/ (дата обращения: 22.12.2021).

Тагильские сундуки // МКУ ДО Станция юных техников ЗАТО Свободный : [сайт]. – URL: https://sut-sv.edusite.ru/p32aa1.html (дата обращения: 22.12.2021).

Торгуют все! // На крыльях Меркурия / Б. Н. Телков, Н. Данилова, О. Исупова, А. Рукавишникова. – Екатеринбург, 2016. – Гл. 1. – С. 6-23. 12+

Ирина Глошина

Возврат к списку