«Меж вечным и меж быстротечным»
В кинематографической судьбе Булата Окуджавы на рубеже 50-60 годов почти одновременно произошли два события. На одном из первых выступлений в московском Доме кино он был освистан кинематографической публикой и покинул сцену Дома на улице Воровского, а в 1960 году состоялся его кинодебют в Мосфильмовской ленте режиссера Л.Саакова «Последние залпы», где впервые прозвучала написанная для экрана песня «Версты». В 1961 году в фильме А.Салтыкова и А.Митты «Друг мой, Колька» зрители услышали «Песенку о веселом барабанщике», которую сразу же полюбили, запели, и многие были уверены, что это народная песня.
Имя Окуджавы значится в титрах десятков советских фильмов. Он был автором песен и сценариев, поэтом и композитором, исполнителем-вокалистом и актером. Фильм И.Правова «Цепная реакция» (1963г.) нам интересен сегодня лишь потому, что там впервые на экране с гитарой появляется Булат Окуджава. Фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича»(1963г.), снятый по сценарию Г.Шпаликова, назовут исповедью поколения шестидесятников. В этот художественный фильм войдут хроникальные кадры вечера поэтов в Политехническом музее, на них рядом с Беллой Ахмадулиной, Евгением Евтушенко, Робертом Рождественским и Булат Окуджава, а зрители, собравшиеся в зале Политехнического, подпевают его «Сентиментальному маршу».
За годы кинематографической работы определились единомышленники поэта: режиссеры М.Хуциев, П.Тодоровский, В.Мотыль, А.Смирнов, Д.Асанова. Некоторые из них стали соавторами Окуджавы: в содружестве с П.Тодоровским был написан сценарий фильма «Верность», с В. Мотылем – «Женя, Женечка и «катюша». Многие режиссеры включали в художественный строй своих фильмов песни на стихи Булата Шалвовича. Именно фильмы принесли песням официальное признание не только литературных, кинематографических, но и идеологических кругов.
Некоторые киноленты сегодня живы лишь потому, что запечатлели голос, манеру, а иногда и облик Булата Окуджавы. Его песни редко звучали под бравурную симфоническую оркестровку (исключением был «Белорусский вокзал»), но иногда мелодичный гитарный лад прорывался и сквозь оркестр. К концу 60-х негромкая мелодия становится созвучна времени, делается его нравственным камертоном, мерой вкуса.
Как актер за 25 лет Окуджава снялся в семи кинолентах, как правило, даже в игровых фильмах выступал от первого лица, играя самого себя – поэта-современника («Застава Ильича», «Ключ без права передачи»), литератора-пушкиниста («Храни меня, мой талисман»), рядового-фронтовика («Женя, Женечка и «катюша»), дирижера на балу в фильме В. Мотыля «Звезда пленительного счастья». Но у Булата Окуджавы в кино есть и другое амплуа – это безымянный пассажир (последнего троллейбуса в фильме «Цепная реакция», поезда дальнего следования в «Законном браке»), который под гитару исполняет свои песни. Они, эти песни, шли от сердца автора к нашим сердцам, ибо, по точной формулировке литературоведа Г.С.Кнабе, именно Булат Окуджава был и остается «сердечной мышцей поколения».
Все сотворилось, чего и не ждал,
Что же достанется? Что же останется?
Человек так устроен, что оставляет для себя в памяти, в жизни только самое важное, самое значительное. Песни, стихи, фильмы. Кинематографическое наследие Окуджавы Б.Ш. осталось не только на экране, оно сохранено в памяти народной надолго, хочется верить, что навсегда.