«Живописцы, окуните ваши кисти…»
Родился Булат в столице, в знаменитом роддоме №7 им. Грауэрмана на Большой Молчановке. Арбат – улица, где поэту довелось провести детство, – стал в его стихах символом Москвы, символом Отечества. Пока родители были заняты строительством социализма, их сын, как и многие дети его возраста, погружался в чтение книг, учился в школе. Но главным был двор, «… Его бескрайние пространства с углами и участками, предназначенными для военных столкновений, для «пряталок» и «салочек», для споров и вдохновения, что впоследствии будет пронумеровано и проштамповано как «малая родина» и что потом в разлуке будет вспыхивать в сознании при слове Москва».
Героев этого двора Окуджава многократно воспел: Прототип Королева – Ленька Гаврилов – был обычным рыжим пареньком, а не заводилой и не лидером. Первая московская любовь Окуджавы – дочь слесаря Нина Сочилина упомянута в «Упраздненном театре» под своим именем. Также в романе нарисован образ Петьки Коробова, которому посчастливилось попасть в ансамбль «Джаз веселых поварят» и выплясывать там под песню «Эх, хорошо в стране советской жить!».
Надо сказать еще несколько слов об арбатском дворе – том самом, которому посвящено столько стихов и песен Окуджавы. Булат Шалвович жил на Арбате в общей сложности 10 лет – с 1924-го по 1932-й (сразу после рождения) и с 1938-го по 1940-й – по возращению из Нижнего Тагила. Тогда Булат с мамой, бабушкой и младшим братом снова поселились на Арбате. Летом 1940 года его отправили к тете в Тбилиси. О вынужденном переезде написал потом: «Я выселен с Арбата, арбатский эмигрант…».
Родной двор описан очень разнопланово: несмотря на то, что улица очень знаменательная, пешеходы ее – «люди невеликие».
«Ах, этот город, он такой, похожий на меня, – пишет Окуджава в «Песне о московском муравье», – То грустен он, то весел он, но он всегда высок». В ранних песнях, вроде «Леньки Королева», двор – тихий рай, «где пары танцевали, пыля», где все друг другу рады, где справляются веселые похороны мартовского снега. В поздних стихах все усложняется – «Меня воспитывал арбатский двор, все в нем, от подлого до золотого».
Несмотря на то, что он по матери был армянин, а по отцу грузин, Булат Окуджава считал себя «арбатским человеком, воспитанным на русской культуре литератором». Еще в детстве он познакомился с творчеством Александра Сергеевича Пушкина и его произведениями. Ему нравилась старая Москва с извозчиками, барышнями в кринолинах и спокойным ритмом жизни. ХIХ век стал любимым историческим периодом, а классик золотого века – «зеркалом» любимого сословия. В его понимании дворяне молоды, изящны, ослепительны. Он восхищается гусарами, корнетами, кавалергардами. В песнях Окуджавы они шествуют в торжественном великолепии – «Все они красавцы, все они таланты…». «Я дворянин с арбатского двора», – говорил про себя поэт.
О том, какой видел столицу Булат Окуджава и в какой Москве он хотел бы жить, поэт рассказал в своих стихотворениях:
Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем,
у каждой эпохи свои подрастают леса…
А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем
поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.
Теперь нам не надо по улицам мыкаться ощупью.
Машины нас ждут, и ракеты уносят нас вдаль…
А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,
хотя б одного, и не будет отныне… А жаль.
Я кланяюсь низко познания морю безбрежному,
разумный свой век, многоопытный век свой любя…
А все-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему
и мы до сих пор все холопами числим себя.
Победы свои мы ковали не зря и вынашивали,
мы все обрели: и надежную пристань, и свет…
А все-таки жаль – иногда над победами нашими
встают пьедесталы, которые выше побед.
Москва, ты не веришь слезам – это время проверило.
Железное мужество, сила и стойкость во всем…
Но если бы ты в наши слезы однажды поверила,
ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом.
Былое нельзя воротить… Выхожу я на улицу.
И вдруг замечаю: у самых Арбатских ворот
извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается…
Ах, нынче, наверное, что-нибудь произойдет.
В фонде культурного центра находится сборник стихотворений под названием «Арбатский дворик», в котором собрана поэзия Булата Окуджавы. Уникальны и стихи, и судьба художника, пережившего все самые крупные испытания, выпавшие на двадцатое столетие. Он встретил их с поразительным достоинством и остался верен Арбату – маленькой его родине в центре Москвы, достигшей размеров Вселенной. В сборнике читатель найдет и «Песенку о ночной Москве», посвященную Белле Ахмадулиной, и строчки с перифразом «Москва не поверит слезам», и трогательную «Песню о московском муравье».
Окуджава Б. Арбатский дворик / Б. Окуджава. – Москва : Зебра Е, 2009. – 701, [3] с.
В 1959 г. появилась знаменитая «Песенка об Арбате».
Почти через четверть века она украсила своим звучанием двухсерийный кинофильм «Покровские ворота», о котором нужно сказать отдельно. Фильм прекрасен и уникален тем, что в нем создан образ Москвы 1950-х годов с её «дворовой культурой» и романтикой коммунальных будней. В фильме показано как жили, как одевались, что обсуждали и что читали люди. Например, в нескольких эпизодах появляется невероятно популярный тогда журнал «Новый мир», свежие выпуски которого все с нетерпением ждали. Телевизор в те годы был главным атрибутом скромного жилища, а игра в шахматы и скрипка во дворе – обыденностью. Все эти детали переносят нас в ушедшую эпоху.
Образ Москвы представлен нам тремя художниками: Леонид Зорин написал пьесу «Покровские ворота», режиссер Михаил Козаков снял по ней одноименный художественный фильм, а Булат Окуджава стал автором и исполнителем песен, которые вышли за рамки фильма, завоевав сердца слушателей.
Настоящей изюминкой картины стали диалоги персонажей, насыщенные юмором и фразами, моментально ушедшими в народ: «Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся» или «Резать к чертовой матери! Не дожидаясь перитонитов». Роли сыграли Олег Меньшиков, Леонид Броневой, Анатолий Равикович, Инна Ульянова, Виктор Борцов и другие.
Картина во многом утопична, но хорошо описывает дух времени. Главное, что Москва в фильме – не просто территория, на которой разворачивается действие, а один из ключевых образов.
Открывается картина написанной в 1959 году песней «Живописцы, окуните ваши кисти».
Песня «Часовых любви» начинается с появления на экране Людочки. Съемки велись в Новодевичьем монастыре. Справа зритель видит Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери, слева – колокольню. На экране разворачиваются романтические сцены свиданий героев.
11 февраля 1983 года состоялся премьерный показ «Покровских ворот» на Центральном телевидении, однако и до первого эфира, и после него картина подвергалась многочисленным поправкам: из текста на разных этапах удалялись отдельные фразы и целые эпизоды.
Как сообщает портал AdMe.ru, в 2017 году режиссер решил вспомнить фильм своей молодости и в рамках проекта «Кино на сцене» сделал экспериментальную постановку – коллективную читку сценария. Тогда в фойе театра была воссоздана атмосфера московского дворика 50-х, а на сцене артисты читали реплики героев «Ворот». В 2018 году состоялся повторный показ спектакля, значит, история не теряет своей актуальности. В целом «Покровские ворота» – это добрая комедия о прошлом. Москва в ней красивая, по-домашнему уютная.
Современная Москва не похожа на ту, какой ее видел и описывал Булат Окуджава, но поздно вечером, когда стихает гул машин, в старых переулках есть шанс на пару минут оказаться в столице тех лет.
Судя по комментариям в YouTube, даже сейчас советские кинокартины вызывают у современного поколения восторг. Изучать историю по старым фильмам и песням – одно удовольствие.
Подготовила Глазырина Анастасия