Меню Поиск

Что читает_Ксения Кошурникова

10.11.2022
1.jpg Сегодня героиня рубрики «Что читает_» — Ксения Кошурникова, тагильская художница, участница арт-группы Sistra (2004–2008) и группировки ЖКП (с 2013), одна из основателей и участница тагильских художественных самоорганизаций — галерей «Кубива» (2014–2017) и «Народная» (2019).

Генри Торо. «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854) 

Мне очень нравятся книги, где авторы описывают свой опыт диалога с обществом, с природой и с собой. Книги об осознанном выборе пути, о жизни как социальном эксперименте, который подтверждает возможность строить ее по-своему, менять среду, конструировать лучшую реальность на основе общечеловеческой морали. Генри Торо ставит такой эксперимент – на два года отправляется в хижину на берегу Уолденского пруда. Как он там выживает? О чем размышляет? За чем наблюдает? Даже спустя почти двести лет интересно читать о попытке человека уйти от навязанных государством правил игры. Интересна и биография писателя: в свое время он отказался заплатить налог, потому что правительство США вело войну против Мексики. А его любимым занятием было проведение детских черничных походов в лес с наблюдением за местной флорой и фауной.

2.jpg

Марина Цветаева 

Если ты живешь с поэзией, растешь, взрослеешь, то в разные периоды жизни открываются разные авторы и произведения. Марина Цветаева сейчас раскрывается для меня по-новому – опыт последнего времени заставил глубже понять контекст, в котором она писала. Она, как оловянный солдатик, стояла против кровожадной машины – нежная, но сильная женщина. Люблю вылавливать отдельные строки из ее потока слов, которые раскрывают художественный образ. Это как взгляд на обыденность с другого ракурса. А еще звук: определенный ритм и рифма усиливают состояния. 

Напрасно глазом — как гвоздем,
Пронизываю чернозем:
В сознании — верней гвоздя:
Здесь нет тебя — и нет тебя.

Я читаю печатные сборники, но еще мне очень нравится сайт о наследии Марины Цветаевой. Там собрано все: и письма, и проза, и поэмы, и стихи, и публикации. Я открываю по годам, допустим, 1933-й, 1934-й, и читаю, сопоставляю с внешними событиями. Например, в 1937 году было написано всего одно стихотворение!
...

Жуть, что от всей моей Сонечки
Ну — не осталось ни столечка:
В землю зарыть не смогли —
Сонечку люди — сожгли!

Что же вы с пеплом содеяли?
В урну — такую — ее?
Что же с горы не развеяли
Огненный пепел ее?

Возвращайтесь хоть иногда к поэзии. 

3.jpg

Габриэль Гарсиа Маркес. Роман «Сто лет одиночества» (1967) 

Долгое время это произведение проходило мимо меня, но я держала намерение. Год назад встретила знакомого по имени Андрей, в ходе разговора выяснилось, что «Сто лет одиночества» — его любимая книга и что он мечтал открыть книжный клуб, чтобы обсуждать судьбы жителей Макондо. Я послушала аудиокнигу и до сих пор нахожусь под впечатлением: сто лет жизни семьи Буэндиа поглотили меня. Параллельно с прослушиванием я делала эскизы к иллюстрациям, быстрые зарисовки впечатлений, героев, событий. Можно провести много параллелей с современной Россией, особенно когда речь идет о социальной справедливости. Мне ярко запомнилась сцена демонстрации на площади: по толпе открыли огонь из пулеметов, а на следующий день утверждали, что такого не было: не было толпы, не было пулеметов и тысяч жертв. Кажется логичным, что магический реализм — один из основных жанров литературы Южной Америки. В нем в реальные события вплетаются мифы и легенды, люди верят в проклятия и предсказания, обращаются с вопросами к звездам и стихиям. Это связано и с культурой, и с темными временами, когда человеческая жизнь не представляет ценности.

4.jpg

Александр Бренер. «Ева-пенетратор, или Оживители и умертвители» (2020)

Последние пять лет я читаю разные произведения Александра Бренера — и поэзию и прозу. В «Оживителях и умертвителях» Бренер приходит к максимально ясной форме изложения: текст очень простой и в этом его ценность. Мне кажется, это многолетние труды автора: его хулиганские байки, философские рассуждения, мысли об искусстве и художниках, собственные иллюстрации со временем кристаллизуются, остается суть и минимум слов. В этой книге Бренер предлагает применять формулу «оживителей» и «умертвителей» для всего вокруг, но прежде задать вопрос себе: кто я? На примере из жизни и искусства «пишущий» раскрывает, какие признаки имеют те и другие и где живет древняя богиня Ева-пенетратор.

5.jpg 
Туве Янссон. Цикл «Муми-тролли» 

«Муми-тролли» совсем недавно захватили мое сердце, оказали терапевтическое действие, оживили. Скоро снег и длинная зима, поэтому рекомендую в тоскливые дни включать аудиокниги в исполнении Ирины Ерисановой. Ее проникновенный, глубокий голос отправит вас сначала на поиски Муми-папы, а потом в приключение по реке до Одиноких гор. Мне нравится слушать диалоги между персонажами, они одновременно просты и глубоки: рассуждения о вселенной, о семье и дружбе, о доме и многом другом. Туве Янссон начала рисовать муми-троллей и писать первую книгу в 1938 году накануне войны Финляндии и СССР. Вы почувствуете эту катастрофу через смятение Муми-мамы. Нельзя не сказать об иллюстрациях к муми-серии и декорациях к спектаклям: других персонажей сложно помыслить, настолько аутентичные, запоминающиеся образы создала Туве. А еще пересмотрите советский цикл мультфильмов о муми-троллях Свердловской киностудии.

6.jpg

Возврат к списку