Меню Поиск

Купечество. Часть 1

Большинству тагильчан знаком красный кирпичный одноэтажный дом, расположенный в глубине квартала улицы Карла Маркса. Местные жители его называют «Дом Окуджавы», на фасаде здания даже установлена мемориальная доска, которая гласит о том, что в этом доме жил партийный руководитель Шалва Степанович Окуджава, отец известного поэта, прозаика и барда. Действительно в тридцатые годы прошлого столетия здесь располагалась служебная квартира партработника, маленький Булат учился в соседней школе, но дом служил им временным пристанищем. Кем же построено здание, кому принадлежало изначально? Рассматривая фасады, будто переносишься на двести лет назад. В памяти всплывают картины купеческого быта. И это не случайно: первым жильцом дома был подрядчик Белов. Давайте пристальнее вглядимся в прошлое, рассмотрим жизнь купечества заводского поселка.

1.jpg

В России термин «купец» обозначал более широкую сферу деятельности, чем, например, в Западной Европе, где купец – только торговец. В российской действительности купец занимался и торговлей, и промышленностью, был владельцем собственных судов, посредником, маклером, кредитором. Понятие торговли в России было приближено к понятию экономической деятельности вообще.

У иностранцев складывалось впечатление, что в России торговали все, они считали торговлю особой тягой русского народа. При Петре I отдельного сословия предпринимателей не существовало. Император не связывал политические права и свободы такого сословия с развитием торговли и промышленности. В его понимании предпринимателями могли быть представители всех слоев. Царь делал ставку на использование творческой инициативы и самостоятельности русского предпринимателя и работника.

Екатерина II создала еще более благоприятные условия для развития русского предпринимательства. Она отменила все возможные ограничения, которыми стеснялась свобода торговли, учредила купеческие гильдии. Так купечество в 18 веке стало монополистом в торговле. Историки отмечают «исключительную яркость» этого периода по «необычайной интенсивности процесса индустриализации» и по роли в нем частного предпринимательства. Использование инициативы и опора на лучшие качества русского предпринимателя дали поразительные результаты - количество промышленных предприятий выросло в десятки раз. По ряду экономических показателей Россия вышла на самые передовые рубежи. Прежде всего, это относилось к металлургической промышленности. Предприятия уральских предпринимателей и, особенно, демидовские заводы, продукция которых была известна во всей Европе, стали материальной базой стремительного рывка России.

Первыми серьезными дельцами в Нижнетагильском заводском поселке стали служащие демидовских заводов. Демидовы поощряли занятия коммерцией и позволяли своим приказчикам, главным специалистам, мастерам заниматься торговлей. В их числе Александр Акинфиевич Любимов, Пётр Семёнович Соловьёв и его сын Фёдор, Фотий Ильич Швецов, Павел Данилович Данилов и другие. Все свои нажитые капиталы они, в основном, вкладывали в столичную недвижимость.

Другой слой купцов образовался из толковых крепостных, отпущенных на волю заводчиками за какие-либо заслуги, или из тех, кто занялся предпринимательством после отмены крепостного права. Такими купцами были Клементий Константинович Ушков, Степан Степанович Ляпцев, Евграф Тимофеевич Копылов, Василий Иванович и Кузьма Иванович Коноваловы, Илья Федорович Уткин и другие. Они хорошо обосновались в Нижнем Тагиле и вкладывали заработанные деньги в развитие дела – строили каменные особняки, думали о процветании поселка и расширении торговли.

2.jpg

В послереформенный период тагильские купцы начинают активно застраивать центральные улицы заводского поселка кирпичными особняками и доходными домами с магазинами и складами, часто размещавшимися на первых этажах. Главными улицами, где жили богатые купцы, чиновники и высшие заводские служащие, становятся Александровская (пр. Ленина) и Шамина (ул. К. Маркса). Часть домов сохранилась до наших дней.

В условиях конкуренции каждый застройщик стремился выделиться и придать зданиям своих фирм и доходных домов яркий индивидуальный облик. Это служило своеобразным рекламным ходом, привлекая большее число выгодных клиентов. Облик провинциальной купеческой застройки во многом определялся не только талантом архитекторов, но и вкусами самих заказчиков. В тот период архитектурой строений занимались представители школы русского классицизма – А.П. Чеботарев, А.З. Комаров, Н.М. Луценко, которые окончили Академию художеств. К лучшим их работам можно отнести архитектурный комплекс Главного заводского управления, заводского госпиталя, зданий контор Выйского и Нижнетагильского заводов, а также комплексы заводских цехов, как образцы промышленной архитектуры. При заводском управлении была создана архитектурная часть. Начиная с тридцатых годов девятнадцатого столетия строительство особняков производилось под архитектурным надзором. Планы домов утверждались управлениями заводов и заносились в особую «тетрадь для записи домов». Всячески поощрялось каменное строительство.

Для высших городских служащих сооружались «господские» дома в стиле русского классицизма. Таким, например, был дом главного управляющего Александра Любимова на Александровской улице. Подражая им, двухэтажные каменные дома с целым комплексом хозяйственных построек строили богатые купцы. Ансамблевый тип застройки в середине 19 века пользовался большой популярностью. Построенные в этом стиле дома на фоне деревянных строений придавали центральным улицам Нижнетагильского заводского поселка городской вид.

В 40-е годы в восточной границе поселка на возвышенности сооружается церковь Введения. Именно здесь в середине 19 века возникли новые улицы – Первая и Вторая Введенские, а также Салдинская и Банная, расположенные параллельно Высоковской улице. Там в основном селилось новое «пришлое» население.

В последней трети 19 века наблюдается и рационалистический подход в строительстве домов, где основное внимание уделяется функциональной организации зданий, которая отражается на их внешнем облике. Его выражением стал так называемый «кирпичный стиль», для которого характерна замена лепных украшений и штукатурки декором из неоштукатуренного кирпича, когда фасады строений декорировались кирпичной выкладкой, зачастую имитировавшей деревянную резьбу. При отказе от штукатурки декоративное значение приобретала сама кирпичная кладка: фасады выкладывались из полихромного кирпича, глазурованной керамической плитки, изразцов, терракотовых вставок, нередко использовался природный камень. Такие постройки были относительно недороги и более неприхотливы в условиях российского климата, поэтому быстро приобрели популярность в провинции.

Вот мы с вами и вернулись к дому подрядчика Белова, который по своему наружному облику как нельзя лучше соответствует этому периоду. В «Своде памятников истории и культуры Свердловской области» Л.Г. Михайловская характеризует этот дом как «Образец массовой разновидности «кирпичного» стиля второй половины 19 века в жилой застройке города».

Почти квадратный в плане объем здания завершается вальмовой кровлей. Фасады дома выполнены в открытой кирпичной кладке из лицевого и фигурного кирпича. Основные оконные проемы имеют лучковое завершение и выделены геометрическим рельефом наличника. Фасады завершены профилированным карнизом с декоративным фризом, выложенным в форме сухариков. Общий метраж 1-го этажа почти 140 кв. м.

Дом был построен во второй половине XIX в., когда-то замыкал перекресток улиц Шамина (совр. К. Маркса) и Банной (позднее – Успенская – 8 Марта; ныне не существует). В настоящее время дом расположен в глубине квартала. Изначально он принадлежал подрядчику А. Белову, затем подрядчику А.А. Шатову, уроженцу Лаи, который занимался поставками стройматериалов, в частности, шпал для прокладки Пермской железной дороги.

Кто же такие подрядчики? Чем они занимались?

Эта прослойка общества играла не последнюю роль в жизни города и его заводов. Подрядные работы – строительные и земляные на железной дороге, строительство и ремонт домов, заготовка угля и дров для заводов, больниц, школ, церквей, очистка выгребных ям – заказчиков на такие услуги было предостаточно. Все работы производились через подрядчиков. Мелкие часто брали подряды у крупных. Все использовали наемную рабочую силу, эксплуатировали ее жестоко, не щадя, поскольку за невыполнение взятых обязательств платили «неустойку» в определенной договором сумме. Крупные казенные работы сдавались с торгов – и тут уж выигрывал кто как мог, иногда и с помощью взяток, подкупов, подачек, подставных лиц. Но если уж взялись за дело, то за качеством следили очень строго. Некоторые подрядчики прославились, обогатились, но и пользу городу принесли немалую. Например, Уткин Илья Федорович. Сколотил состояние в 2 миллиона рублей, для Тагила такой капитал был в то время сказочным. Уткин был купцом 1 гильдии, вел оптовую торговлю мукой, имел большой мануфактурный магазин, был подрядчиком по поставке дров и угля для заводов. Тюрина Мария Ивановна, совершенно неграмотная, брала мелкие подряды на перевозку бревен, дров, кирпича, имела свой рудный забой, сама в нем работала, владела пашнями, имела быков-производителей, успешно заключала все сделки. Любила лошадей, всю мужскую работу на конях выполняла сама и даже принимала участие в конно-спортивных бегах.

К сожалению, информация о первом жильце дома, подрядчике Белове, пока нам не открылась, но мы продолжим поиски. А в следующем выпуске попутешествуем по миру купеческого быта, рассмотрим род занятий, обычаи и нравы этого сословия.

Продолжение следует

Источники:

Коряков А. Г. Скромное обаяние тагильской буржуазии / А. Г. Коряков // Тагил достопримечательный. Путешествие по культурным ландшафтам и памятникам индустриального наследия Нижнего Тагила / авт.-сост. И. Г. Семенов. – Нижний Тагил, 2018. – С. 142-150. 12+

Орлов И. А. О подрядчиках Нижнего Тагила // Старый Тагил глазами краеведа : воспоминания / И. А. Орлов. – Нижний Тагил, 2011. – С. 70-73. 12+

Платонов О. 1000 лет русского предпринимательства // 1000 лет русского предпринимательства : из истории купеческих родов / сост. О. Платонов. – Москва, 1995. – С. 3-32.16+

Сметанин С. И. История предпринимательства в России : курс лекций / С. И. Сметанин. – Москва : Логос, 2004. – 194 с. 16+

Торгуют все! // На крыльях Меркурия / Б. Н. Телков, Н. Данилова, О. Исупова, А. Рукавишникова. – Екатеринбург, 2016. – Гл. 1. – С. 6-23. 12+

Формирование центральной части города в XVII-XIX вв. // Центр города : краеведческий путеводитель / авт.-сост. С. И. Пудовкин. – Нижний Тагил, 2008. - С. 31-41. 12+

Ирина Глошина

Возврат к списку